Интервью

Идеальной системы оценки эффективности СБ не существует

На вопросы СМИ «Безопасность бизнеса» отвечает Игорь Цвелодубов, руководитель департамента предотвращения потерь Филиала «Мегамарт» АО «Дикси Юг»

— Как Вы пришли в безопасность?

— В безопасность пришел в 1999 году, сразу после службы в ВС РФ. С 2000 года работаю в СБ ритейла. Начинал с центра оптовой торговли «Юниленд», который впоследствии открыл торговые центры «Мегамарт». Принимал активное участие в открытиях гипермаркетов «Мегамарт», начиная с первого, официально открывшегося в феврале 2001 года. Именно с этого дня появился новый бренд «Мегамарт».

— Назовите Ваши принципы в управлении безопасностью.

— Прежде всего честность и добросовестность, уважение к людям и забота о них, профессионализм и индивидуальная ответственность, непрерывное совершенствование и работа в команде.

— Контроль — одна из базовых функций управления бизнеса. Что для ритейла «контроль»?

— Контроль для ритейла — это обеспечение комплексной безопасности, защита от внешних и внутренних угроз торговых объектов.

— По каким критериям можно оценить эффективность работы службы безопасности?

— Идеальной системы оценки эффективности СБ не существует.

Все же разберем несколько критериев: план / факт бюджета, норматив потерь, количество проверок / отказов кандидатов, контрагентов, поставщиков, количество выявленных заактированных нарушений, количество «задержанных» сотрудников (с делением на уровни: базовый персонал / руководители / топ менеджеры), количество «задержанных» покупателей, суммы задержаний и предотвращенного ущерба, количество возбужденных уголовных / административных дел.  

Кроме показателей необходимо оценивать сотрудника индивидуально, иначе при «палочной» системе сотрудник СБ может «перегибать» и «придираться» абсолютно ко всему, забывая при этом о профилактике и предотвращении противоправных действий. Также может оказаться, что в рейтинге будет выше сотрудник, выявивший большее количество нарушений, нежели тот, кто значительное время потратил на одно расследование, где выявил и предотвратил хищение топ менеджером в особо крупном размере, как пример.

— Ваш опыт профилактики шоплифтинга (магазинных краж): почему, как и кто ворует?

— Самые распространенные кражи производят ради наживы с последующей организованной системой сбыта.

Львиной долей, если не брать в расчет недобросовестный персонал торговых объектов (ошибки и кражи), являются профессиональные магазинные воры. Кражи осуществляют как в одиночку, так и группой лиц по предварительному сговору, в т.ч. в сговоре с сотрудниками торговых объектов.

На мелкие хищения и забывчивость покупателя приходится все же меньшая часть по сравнению с профессиональными шоплифтерами.

— Как эффективно противодействовать шоплифтингу?

— Отличный инструмент это видеофиксация, система распознавания лиц, противокражные системы (для гипер и супермаркетов) и, безусловно, слаженная работа персонала.

— Собственное производство — особая сфера в мире ритейла. Как минимизировать потери и наладить должный контроль?

— Для минимизации потерь в собственном производстве необходимо контролировать соблюдение регламентов работы и технологических карт на всех этапах. Начиная с качества заказа, приемки, перемещения сырья, выдачи готовой продукции на витрину, проведения по системе и заканчивая контролем при утилизации продукции с истекшим сроком реализации, потерей товарного вида и т.д.

— Какие контрольные процедуры и барьеры эффективны при борьбе с персоналом с «липкими руками»?

— Контрольные процедуры по ТМЦ: заказ, приемка, перемещение, инвентаризация, работа с расхождениями (излишки / недостачи).

Контрольные процедуры кассовой дисциплины: пересчет денежных средств, работа с системой контроля кассовых операций.

УРВ (учет рабочего времени): наилучший вариант — привязать к графику работы, тем самым взять на контроль фонд оплаты труда.

Просмотр видеокамер в режиме онлайн и видеоархива на предмет выявления хищений, нарушений.

На основании выявленных нарушений применять коллективную либо индивидуальную материальную ответственность, в зависимости от условий ответственности прописанных в трудовом договоре работника, должностной инструкции, передавать материалы в правоохранительные органы для возбуждения административных и уголовных дел, в случаях, когда это применимо.

— Цепочка поставок: какие риски можно выделить?

— Возьму укрупненно, выделю основные:
Качество формирования заявки поставщикам.
Мошенничество со стороны недобросовестных сотрудников поставщика.
Мошенничество со стороны перевозчика.
Мошенничество со стороны недобросовестных сотрудников ритейла.

— Операционная эффективность (затраты на электричество, ФЗП, потери, аренду и т д.): роль  службы безопасности в управлении затратами?

— Безусловно, СБ нужно погружаться и вникать во все процессы бизнеса. Проанализировать эффективность. Разработать и внедрить мероприятия по контролю, а также снижению затрат и потерь.

Related Articles

Back to top button