Публикации

Волна сообщений о минировании продолжается?

В Екатеринбурге в пятый раз с начала 2022 года «минируют» школы. Сообщения о якобы заложенной бомбе поступают в учебные заведения города почти ежедневно, но не подтверждаются. Для чего это делается и кто может за этим стоять?

И. Бедеров

Ситуацию прокомментировал Игорь Бедеров, основатель и владелец российской компании Интернет-Розыск, один из ведущих специалистов в области кибербезопасности России, руководитель отдела специальных разработок Технопарка Санкт-Петербурга.

Лжеминирование это преступление?

— Заведомо ложное сообщение о террористическом акте, безусловно, является преступлением. Оно предусмотрено статьей 207 УК РФ. По ней предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Самый большой срок можно получить, если преступник «минировал» объекты социальной инфраструктуры (больницы, школы и вокзалы), нарушил работу государственных органов. Максимальное наказание применяется в тех случаях, когда ложное минирование повлекло за собой гибель людей. Кстати, развеем один из популярных мифов. К уголовной ответственности за совершение данного преступления привлекаются лица, достигшие 14 лет. Многих подростков это должно отрезвить. Хотя нам попадался один «минер», возраст которого едва перевалил за 10 лет.

Зачем это делают, и кто стоит за подобными акциями?

— В ходе исследования последней волны распространения ложных сообщений о минировании было установлено:

  • настоящая волна минирований подготавливалась начиная со второй половины декабря 2021 года;
  • первые ложные сообщения о минировании были распространены в конце декабря 2021 года;
  • координация деятельности минеров осуществляется в закрытых и открытых сообществах в мессенджере Telegram, а также социальной сети ВКонтакте;
  • виртуальное минирование осуществляется в отношении объектов, расположенных на территории России, Украины, Беларуси и Польши;
  • данная волна минирований является самой крупной. Если сравнить ее с действиями WEX-овского минера в 2019-2020 г.г., то число минируемых объектов выросло примерно в 8 раз;
  • данная волна минирований пока не имеет признаков профессиональной деятельности. Минеры не требуют денег за прекращение минирований, очень слабо обеспечивают личную безопасность, прослеживается большое число активных минеров;
  • минеры извлекают прибыль из заказных минирований (минимальная цена 250 рублей за минирование школы), шантажа граждан (от лица которых распространяют сообщения о минировании), а также из обучения сватингу (минированию).

Какие требования и ответственность должностных лиц при получении сообщения о минировании закреплены законодательно в РФ?

— К основным задачам, при получении сообщения о минирования относятся: проверка полученной информации и уточнение обстоятельств возникновения угрозы или совершения террористического акта; уведомление подразделений МВД и ФСБ; блокирование объекта угрозы; обеспечение безопасности граждан, находящихся поблизости; уточнение обстоятельств возникновения угрозы и обеспечение беспрепятственного доступа к объекту специальных служб. Эти регламенты примерно одинаковы у всех. Они формируются в каждом субъекте, по согласованию с администрацией и правоохранительными органами.

Если это международные преступники, как их можно привлечь к ответственности?

— Вообще международная координация работы правоохранительных органов по противодействию наркоторговле и терроризму — это одно из немногих направлений работы, которое пока еще живо. Это, разумеется, не касается той работы, которую может проводить одна страна против другой страны. В этих случаях, минеров могут скрывать и не выдавать по международным запросам.
Международная координация в области терроризма, кстати, дает еще несколько плюсов к работе силовиков. Так, многие «анонимные» мессенджеры и электронные почты передают органам данные своих пользователям по таким делам. К таким относятся, например, Protonmail или Tutanota.

Источник: Shutterstock

12 января в Екатеринбурге из-за сообщений о минировании эвакуировали свыше 150 школ и ряд вузов. Как сообщили в Министерстве образования Свердловской области, были приняты все необходимые меры по безопасной эвакуации детей.

С вопросами о протоколах эвакуации и ответственности должностных лиц в таких ситуациях редакция СМИ «Безопасность бизнеса» обратилась к специалистам Европейского альянса телохранителей и безопасности (EBSA).

— По каким критериям можно оценить грамотность и успешность эвакуации?

— Первое – это, конечно, время. Эвакуация производится для того, чтобы максимально уберечь людей от возможного поражения или гибели в результате терракта или диверсии. Далее – слаженность и чёткость действий ответственных за эвакуацию лиц, особенно это касается массовых мероприятий, образовательных учреждений, торгово-развлекательных комплексов, то есть мест, где скапливается большое количество гражданских лиц.
Грамотно продуманные маршруты эвакуации, возможность психологического убеждения, недопущение паники и хаоса – самые основные моменты при проведении эвакуации. Когда люди находятся вне зоны возможного поражения — это уже успех.

— Каким действиям в подобных ситуациях должны быть обучены сотрудники охраны?

— Разумеется, все сотрудники охраны должны чётко знать алгоритм необходимых действий при возникновении возможной угрозы терракта или диверсии. Они должны уметь оказать необходимую первую помощь, знать все маршруты эвакуации на своём объекте, быть уверенными в том, что все двери и запасные выходы функционируют. При этом уметь предотвратить панику, общаться с людьми и даже быть своего рода психологами. Быть человеком, а не роботом в форме.

— Если при эвакуации кто-то из людей, находящихся на объекте, ее саботирует, считая событие «лжеминированием», как должен поступить сотрудник охраны?

— Сотрудник охраны обязан обеспечить стопроцентную эвакуацию гражданского населения на вверенном ему объекте. Применять убеждение, смекалку, хитрость, наверное, и какие-то другие человеческие качества. Все будет зависеть от конкретного случая.

— Какие требования к действиям должностных лиц при получении угрозы минирования закреплены законодательно в РФ?

— Согласно документам, разработанным Национальным Антитеррористическим комитетом России (НАК), в каждом ведомстве, учреждении и объекте обязан находиться разработанный план действий на случай возникновения угрозы терракта или диверсии. Существует стандартный алгоритм, по которому обязаны действовать все должностные лица.

— Если e-mail сообщение ушло в СПАМ или, например, звонок остался не прослушанным на автоответчике, предусмотрена ли ответственность для должностных лиц объекта минирования?

— В данном случае, мы считаем, что если проявление некой халатности, либо нелепой случайности, технической ошибки или человеческого фактора не привело к человеческим жертвам и разрушениям, то уголовная ответственность вряд ли наступит. Но, если обозначенные действия привели к массовой гибели людей или другим возможным негативным последствиям, то, скорее всего, будет возбуждено дополнительное уголовное дело, с целью выяснения всех причин и следствий, по которым официальное/должностное/ответственное лицо не сумело вовремя обнаружить угрозу и среагировать на неё надлежащим способом.

— Как сформировалась международная практика подходов к подобным событиям?

— К сожалению, ложное минирование уже стало международным преступлением, с проявлениями которого борются многие страны мира. Всё зависит от законодательства отдельно взятого государства, от специфики работы специальных служб, от инструкций и рекомендаций государственных ведомств. В чём мы все едины, так это в том, что при получении угрозы терракта или диверсии, мы сначала реагируем, а потом уже занимаемся расследованием. Так гласит протокол безопасности: сначала спасение людей, а потом всё остальное.

Related Articles

Back to top button