Публикации

ЧОП — это тоже ритейл

Выдержка из прямого эфира Николая Краюшенко, эксперта в сфере охранной деятельности. На вопросы отвечал Константин Сергеев, руководитель Ассоциации экспертов безопасности ритейла.

Ежегодный Форум. Как пришла идея?

— Идея родилась из потребности качественного контента. Event-мероприятия можно разделить на две группы:

  1. Компания, занимающаяся организацией мероприятий, выбирает тему конференции и под нее набирает спикеров, зачастую не понимая специфику отрасли. Только провели форум «Садоводов», за ним конференцию «Любителей хороводов».
  2. Организация-поставщик товаров или услуг делает мероприятие для себя, продвигая свои услуги, предоставляя возможность общения участникам на площадке.

Концепт нашего ежегодного форума «Безопасность бизнеса» в том, что его делает безопасник для безопасников. Происходит взаимообогащение знаниями, профессиональными контактами, обмен положительными эмоциями. Мероприятие за 11 лет проведения уже пришло к тому, что программа и доклады отошли на второй план. Главное – это создание возможности для профессионально общения, открытого диалога соратников. Именно соратников: коллег может быть много, а единомышленники, увлеченные профессией люди, соратники, встречаются реже. Тем более ценно такое общение.

Есть песня, посвященная Форуму «Безопасность бизнеса» и в ней есть строки, которые отражают суть и замысел этого мероприятия:

…тут надо работать сообща:
Поделившись опытом, поддержав товарища.
Наше дело правое, так победим!
Если ты на форуме — ты не один!

Прогрессивные частные охранные предприятия частые гости нашего мероприятия: Стратегический альянс «Родияр», ГК «Император», Yar Security, ЦСТМ-Никсон, ЧОП «Медведь» и др. В этом году на Конференции «Управление корпоративной безопасностью» в Екатеринбурге путевку на мероприятие выиграл представитель ЧОП «Витязь» из Челябинска.

Приглашаю 10-11 ноября 2022 присоединиться к мероприятию и 250 участникам. Вместе отметить профессиональный праздник сотрудника органов внутренних дел и предстоящий день специалиста по безопасности. В программу мероприятия включен праздничный концерт. И, конечно, традиционная насыщенная деловая программа.  Список участников, программа, регистрация доступны на сайте: www.forum-security.ru

Какая главная цель создания АЭБ ритейла? Принимаете ли в неё ЧОПы?

— В приоритете специализация, глубокое погружение в тему. Возьмем, например, медицину: врач-стоматолог и врач-кардиолог. Есть, безусловно, общие темы по работе, но особо ценна специализированная информация, обмен опытом, кейсами, мнениями.

Площадка для такого диалога в безопасности ритейла — группа в Telegram: на данный момент насчитывает уже 780 участников.

Правилами группы определено обсуждение в течение месяца одной выбранной общим голосованием темы.

Уже обсудили темы:

  1. Профилактики хищений на кассах самообслуживания
  2. Физических постов охраны в ритейле

Тема этого месяца — инвентаризация в ритейле, роль СБ.

Деятельность АЭБР – это не только группа в Telegram, это деловые мероприятия, конференции, обзоры рынка безопасности в СМИ. 28 сентября у нас пройдет онлайн-конференция «Управление безопасностью в ритейле», участие бесплатное, регистрация продолжается.

ЧОПы в АЭБР принимаем, если они обеспечивают безопасность ТЦ, магазинов, e-commerce. Подать заявку можно на сайте: www.stop-shoplifter.com

Когда мы говорим про охрану и безопасность в ритейле, что нужно иметь в виду? Форматы, направления, формы.

— Ритейл — это не только товары, но и услуги. Продажа квартиры, автомобиля — это ритейл. Мастера маникюра, автоматизированный кофе-аппарат — это тоже ритейл. Внимание! И ЧОП – это тоже ритейл. Ритейл – это все компании, которые продают какие-то товары или услуги в розницу.

Ритейл действительно многогранен, от традиционной розницы офлайн-ритейла до e-commerce. Охрана магазинов диванов отличается от охраны продуктового магазина.

Если брать сетевой ритейл (торговые сети), то нужно учитывать важный момент стандартизации решений. Если торговая сеть выбрала и успешно апробировала техническое решение или модель обеспечения охраны, она далее ее и масштабирует. Никто не заинтересован развивать у себя винегрет технических, технологических решений и организационных форм.

Из этого вытекает первая рекомендация руководителям ЧОП: узнать, на каких решениях реализуется система безопасности ТС. Попытаться попасть в стандарт. Например, сейчас большинство сетевых магазинов включило в стандарт интеллектуальную систему профилактики краж, основанную на предиктивной видеоаналитике, ИАС «Стоп Шоплифтер» (цифровой охранник). Оснащение ЧОПами магазинов подобной системой может стать вашим уникальным торговым предложением. С подборкой решений Ландшафта безопасности для российского ритейла можно ознакомиться в файле:

Вторая рекомендация: если ЧОП предлагает комплекс услуг и имеет глубокую компетенцию, это может рассматриваться руководителем СБ как угроза его статусу и прямая конкуренция, подмена его функционала. Такие услуги стоит предлагать собственникам напрямую, обосновывая цифрами перспективы такой модели управления безопасностью. Более реализуемо на небольшие форматы до 300 магазинов.

Обязательно стоит учитывать экономическую целесообразность, обоснованность. Например, если продовольственный магазин формата «у дома» имеет товарные потери от магазинных воров в месяц 25.000 руб, думаю, будет сложно обосновать необходимость физического поста охраны. При этом, магазин с удовольствием оснастят цифровым охранником, затраты на которого в 10 раз ниже.

Важно формировать риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности в ритейле, включающий как проактивные мероприятия по предупреждению инцидентов, так и реактивные мероприятия, направленные на минимизацию потерь, ущерба, убытка.

Краткие итоги месяца обсуждения постов физической охраны в магазинах. Сколько % постов занимают ЧОПы и насколько это их касается?  Какие главные вопросы к охранным предприятиям? Над чем им нужно работать?

Обсуждение темы вызвало у участников большой отклик. Вашему внимаю ряд голосований.

Ваши объекты ритейла в приоритете охраняет/контролирует?

  • Сотрудник ЧОП – 39%
  • Собственная служба контроля – 37%
  • Не применяем посты физической охраны – 24%

Эффективнее в ритейле развивать:

  • Внутреннюю службу контроля – 83%
  • Внешний «надежный» ЧОП – 17%

Вашему персоналу (продавцам, охранникам) поступали угрозы от магазинных воров «встретить их после работы»?

  • Да – 79%
  • Нет – 21%

Более подробно можно ознакомиться в публикации: www.ekb-security.ru/public/oxrana-v-ritejle-shag-k-effektivnoj-zashhite/

Работать стоит над повышением специализированной экспертизы, качеством предоставляемых услуг.

Mall Or Retail Store Security Guard Officer

Вы высказываетесь за передачу из ЧОПов в Росгвардию функции быстрого реагирования. Обоснуйте ваше предложение.

 — Да, и на данный момент не поменял своего мнения о приоритетности Росгвардии в пультовой охране для ритейла. Попробую обосновать свое мнение.

1. Полномочия. Представим обычный сценарий: кража товаров, злоумышленник (шоплифтер) остановлен персоналом, который нажал кнопку тревожной сигнализации…и?

Приехал сотрудник ЧОП и 2-3 часа стоит с жуликом, ожидая полицию, создавая неудобство персоналу и покупателям. Зачастую, после таких мытарств персонал перестает нажимать кнопку, пытается «решить вопрос на месте», что не способствует профилактике краж.

У Росгвардии есть конкурентное преимущество — взять и увезти злоумышленника в отдел полиции.

2. Экипировка и оснащение. Демпинг цен компенсируется ЧОПом оптимизацией затрат. «Группа быстрого реагирования» подменяется «частным мобильным охранником» в составе одного сотрудника, он же водитель, в большинстве случаев с «резиноплюем» на поясе.

По прибытию на объект, с которого поступил сигнал, ему нужно найти место для парковки, а потом опровергнуть пословицу про одинокого воина на полях ритейла.  А в ритейле бывают не только мелкие кражи, но и грабежи и разбои. Есть ЧОПы, которые хорошо оснащены, но в большинстве своем на контрактах в ритейле большая тройка.

Подытожу пункт: у Росгвардии здесь конкурентное преимущество.

3. Покрытие территории. Нет ни одного ЧОП в РФ, готового полностью своими ресурсами закрыть контракт федеральной торговой сети. Страна большая, и от Калининграда до Владивостока единых сформированных ресурсов нет. Даже Росгвардия не перекрывает все объекты, но если брать в целом у нее и здесь конкурентное преимущество

4. Коррупция. Она есть в пультовой охране, и ее последствия отражаются на качестве предоставляемых услуг. Оставим это на совести людей, выбравших для себя этот путь. С кого вероятнее получить откат: с ЧОП или Росгвардии? Ответ, предполагаю, очевиден.

5. Негативные информационные поводы. Если в магазине жулика жестко задерживает охранник или представитель Росгвардии — это две большие разницы, в том числе и для информационных поводов. Если в конфликте участвует сотрудник охраны, то для СМИ это не охранник ЧОП, а охранник конкретной торговой сети, где произошел инцидент. Если жулика задерживает Росгвардия — это Росгвардия, государство.

6. Общественное доверие, критерий оценки эффективности работы. Персонал должен чувствовать себя защищённым, тогда он включается в систему безопасности объекта. У Росгвардии и здесь конкурентное преимущество.

Последние два пункта можно отнести к условным преимуществам ЧОПов.

7. Компенсация убытков. С одной стороны, здорово, но по итогу охрана подменяется некой формой страхования.

Приведу в пример историю. У моего дома организовалась стихийная парковка, которую взялись охранять мигранты с тарифом 100 рублей за ночь. Однажды на этой парковке мне поцарапали машину. Когда я указал охранникам на некачественную услугу, мне предложили ставить автомобиль на парковку несколько месяцев бесплатно в счет ущерба.
Такая компенсация убытков, конечно, здорово, но лучше их не допускать вообще.

8. Цена. Спорный пункт. Если цена демпинговая — низкое качество услуг. Если цена реальная, она сопоставима цене Росгвардии. При прочих равных мой выбор очевиден.

Как будет развиваться рынок пультовой охраны покажет время. Не удивлюсь, если появится Яндекс.Охрана или Сбер Охрана, это может кардинально изменить рынок.

Расставьте по ранжиру ваши критерии выбора охранного предприятия. Назовите пять главных.

— Безусловно, критерии оценивать можно только комплексно. Из основных я бы выделил:

  1. Сформированный бренд, репутация, общественное доверие
  2. Наличие ресурсов
  3. Честность с заказчиком
  4. Специализация в требуемой сфере
  5. Гибкость, готовность к развитию

Какими качествами должен обладать руководитель ЧОП для эффективного взаимодействия со службой безопасности Заказчика? Опыт работы в органах? Возраст? Пол? Что имеет значение? Есть ли для вас разница в работе с владельцем ЧОП и генеральным директором ЧОП (если это разные лица)?

— Не принципиально, главное — умение говорить с бизнесом, обосновав цифрами свое предложение. Готовность и возможность реализовать качественную услугу.

Как оценивается эффективность работы ЧОПа в ритейле?

— Как уже упоминал ранее, защищенность персонала, его доверие к охране — один из самых важных критериев. Если персонал понимает, что он не брошен, что он защищен, он в одной команде, он будет содействовать сохранности товаров, соблюдению режимов безопасности. Включенность персонала в систему профилактики инцидентов — основа управления безопасностью в ритейле.

На рынке частной охраны наблюдается дефицит охранников. Дальше будет только хуже. Качество сотрудников неумолимо снижается. Как может повлиять на эту ситуацию цифровизация безопасности в ритейле?

— Раньше в магазине на ночь закрывали дежурить сторожа. С развитием технологий и доступности пультовой охраны форма защиты объектов поменялась.

Сейчас видеоаналитика, предиктивная видеоаналитика, связка систем физической безопасности в экосистему безопасности (умный магазин) вновь меняет подход к обеспечению безопасности в ритейле. 

Развитие удаленных форм онлайн-контроля Physical Security Information Management (PSIM) предоставляет возможность персонализировать угрозу и точечно с ней работать, нивелируя риск.

В российском ритейле точно есть место ЧОП. Нужно держать марку, не забывать про базовые принципы безопасности и грамотно инвестировать в развитие и цифровые технологии.

Берегите себя, не рискуйте напрасно и оставайтесь хорошими людьми.

Не забывайте регулярно смотреть канал Николая Краюшенко 🙂

Related Articles

Back to top button