Новости

Ozon предлагает существенно скорректировать законопроект о регулировании маркетплейсов

Ozon предлагает существенно скорректировать законопроект о регулировании маркетплейсов. Принятие документа в изначальном виде грозит упразднением этой бизнес-модели в России, считают в компании.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, компания Ozon направила главе Минэкономразвития РФ Максиму Решетникову предложения и замечания к законопроекту, который был внесен в Госдуму РФ в сентябре 2023 года. Законопроектом предлагается ввести определения «маркетплейс», продавца товаров на маркетплейсах и прописать особенности регулирования их деловых взаимоотношений. В случае принятия, закон вступит в силу с 1 апреля 2024 года.

В письме управляющего директора Ozon Сергея Белякова предлагается скорректировать практически все ключевые пункты законопроекта. В частности, предлагается исключить из документа запрет на продажу собственных товаров маркетплейсами с оборотом более 150 млрд рублей (при наличии аналогов).

В Ozon считают, что этот пункт носит дискриминационный характер и ограничивает конкуренцию. Подобные ограничения не действуют для традиционного ритейла и компаний, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Запрет может привести к ухудшению клиентского опыта в связи с тем, что маркетплейсы продают товары собственных торговых марок в исключительных случаях, например, если подобных позиций недостаточно от других продавцов на маркетплейсе.

В Ozon также предупреждают, что ряд пунктов законопроекта фактически приравнивает маркетплейсы к торговым сетям. Таким образом, агрегаторы будут вынуждены отвечать за каждый проданный товар в полном объеме, что потребует проверки каждой партии до ее выставления на продажу. Это, в свою очередь, противоречит бизнес-модели маркетплейсов и сделает нереализуемой часть моделей продаж товаров.

Кроме того, Ozon считает нереализуемым пункт, по которому условия договоров владельцев маркетплейсов с продавцами товаров и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) могут пересматриваться по соглашению сторон не чаще одного раза в год. Это, с одной стороны, обусловлено количеством продавцов и владельцев ПВЗ, с каждым из которых придется согласовывать оферту по отдельности. С другой стороны, периодичность изменения оферты может зависеть от корректировки законодательства и внесения дополнений, не связанных с приобретением сервисов и услуг маркетплейса.

В итоге Ozon предлагает оставить норму, по которой владелец маркетплейса может пересматривать размер комиссии за продажу товаров не чаще одного раза в квартал.

Пункт о списании штрафных санкций со счетов продавцов и владельцев ПВЗ при наличии их письменного разрешения о допустимости таких списаний может привести к нарушению прав потребителей, так как они в основном касаются некачественных и контрафактных товаров, сумм за товары для возврата, нарушений продавцами законодательных норм.

Тем не менее, компания предлагает ввести процедуру обязательного предупреждения маркетплейсом об уведомлениях о списании средств с указанием причин. Продавцам и владельцам ПВЗ — предоставить возможность направлять мотивированное возражение против списания.

Ozon также считает необходимым исключить из законопроекта пункты, которые запрещают владельцу маркетплейса ограничивать доступ к личному кабинету продавца товаров или владельцу ПВЗ, а также вносить изменения в информацию, содержащуюся в них.

По мнению компании, оба пункта не учитывают риски мошенничества и не позволят оперативно реагировать на недобросовестных продавцов.

Related Articles

Back to top button