Дискуссия «Мошенничество в маркетплейсах и e-commerce»: обзор глазами модератора

9 декабря 2022 года был удостоен чести модерировать панельную дискуссию XX встречи клуба руководителей служб безопасности «СПЕКТР». 

Костяк клуба — это представители не только ритейла, но и финансовой сферы, и крупных промышленных холдингов. Готовясь к проведению дискуссии, я держал в голове цели: сделать дискуссию живой с юмором на профессиональные темы и, главное, сделать ее полезной для всех участников, не только прямых представителей ритейла. Понимая важность выбранной темы для сообщества, мне удалось расширить свой день до 29 часов.

Лайфхак до конференции направился в командировку в город Иркутск. В очередной раз ощутил силу и мощь Байкала, сел в самолет в 10.00 и через 5 часов в 10.00 прибыл в Москву, с уже подготовленными для дискуссии вопросами.

В полете, как оказалось, я пропустил пик повестки очередного резонансного пожара в ритейле. В этот раз вспыхнул гипермаркет OBI в ТЦ «Мега Химки».

Вопрос пожарной безопасности в разрезе метода анализа рисков «Галстук бабочка» обсуждался в ноябре на Форуме «Безопасность бизнеса», и тогда он вызвал активное обсуждение участников.

О пожаре я узнал только в аэропорту, где меня встретил мой коллега – директор по безопасности торговой сети «Окей» – Дмитрий Лихов, с которым по дороге на конференцию мы обсудили планы развития на 2023 год «Ассоциации экспертов безопасности ритейла».

Встреча клуба «СПЕКТР» традиционно проходит в конференц-зале «Арарат Парк Хаятт», в максимальной близости к Кремлю. Открыли мероприятие доклады партнеров, представивших участникам актуальные решения в сфере безопасности. Запомнилось выступление представителей ГК «Ангел»: коллеги системно с большой проработкой подходят к вопросам предоставления качественных услуг. В презентации ими был представлен слайд с названием «Принцип пилы» описывающий этапы качества работы ЧОП. На мой взгляд, не очень удачное название для слайдов в безопасности, с коллегами улыбнулись.

Далее перешли к основной заявленной теме «Мошенничество в маркетплейсах и e-commerce».

В начале дискуссии директор по безопасности OZON, основатель клуба СПЕКТР, Максим Мельничук представил участникам доклад, задавший тренд дальнейшего обсуждения. Это была одна из лучших презентаций Максима, которую я видел, комплексно охватывающая тему конференции. Указывающая на классические угрозы 2021 и новые вызовы безопасности 2022, среди которых кардинг, воркеры, потребительский экстримизм, продуктовая фальсификация и др.

В дискуссии приняли участие представители таких маркетплейсов и агрегаторов как Сбер, Wildberries, Avito. Коллеги делились кейсами успешной профилактики мошенничества. Интересно было услышать о практике GR-сопровождения инцидентов и расследований. Но, конечно, наибольший живой интерес вызвал вопрос о контрафакте и порядке действий СБ в этой связи.

Актуальность данной темы отмечают и правоохранительные органы: «В текущем году значительное число ведущих мировых производителей товаров заявило, что уходит с российского рынка. Как результат, в России отмечается снижение числа зарегистрированных преступлений в сфере оборота контрафактной продукции. «Это связано с тем, что для признания продукции контрафактной необходимо обращение правообладателя, а покинув рынок, они не обращаются с такими заявлениями в правоохранительные органы», – сообщил в интервью ТАСС начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ генерал-лейтенант полиции Андрей Курносенко».
Источник: New Retail



Участниками были предложены как точечные меры взаимодействия, так и посыл глобального пересмотра СБ маркетплейсов актуальности этой проблемы и действенной системной профилактики, что, как оказалась, пока воспринимается СБ маркетплейсов тяжело. Возможно, при двустороннем движении навстречу традиционной розницы и маркетплейсов, этот вопрос будет решен быстрее.

В этом же блоке обсуждалась и тема защиты брендов от недобросовестных селлеров, использующих на маркетплейсах товарные знаки и бренды сетевого ритейла. Эдуард Лисицын, директор безопасности ТС «Золотое яблока» рассказал, как в их торговой сети реализована данная работа совместно с сотрудниками правоохранительных органов.

К моему сожалению, азарт дискуссии не позволил в основном формате встречи задать все вопросы, в том числе осветить тему мошенничества в программах лояльности с кэшбэком от банков.  Более подробно обсудить разновидности бонусхантинга, абуз и другие вопросы, которые переместились после основной части конференции в зону фуршета. Именно неформальное общение и нетворкинг позволяют получить максимальную пользу от мероприятия.

Цель дискуссии – поднять тему, зародив зерно дальнейшего обсуждения, что и реализовалась в полной мере. Я и мои коллеги, которые продолжили общение, получили ответы на многие интересующие вопросы, получили новые контакты и укрепили налаженные деловые связи сообщества.

Убежден, что безопасности ритейлу стоит наращивать компетенцию. В дистанции нескольких лет видно как происходит взаимообогащение информацией и лучшими практиками, как постоянные участники конференций растут профессионально. Безусловно, это стоит продолжать.

Выражаю слова благодарности организатору мероприятия Максиму Мельничуку за оказанное доверие в рамках модерирования дискуссии, за его вклад и активную позицию в развитии сообщества служб безопасности.

Впереди у ритейла непростое время предновогодних распродаж, пиковой нагрузки на все системы и процессы безопасности. Желаю всем пройти это время достойно, без серьезных инцидентов, и продолжать повышать профессиональный уровень в новом 2023 году.

Присоединиться к чату «Ассоциации экспертов безопасности ритейла РФ» в Telegram, можно через заявку на сайте: stop-shoplifter.com

Exit mobile version